Наталия Юрьевна Иванова
Учитель физики и информатики
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов"
городской округ Реутов Московской области
Все
начинается с любви…
Если
учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет
только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который
прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель
соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель.
(Л. Н. Толстой)
Всё
начинается с любви.
Твердят:
"Вначале было слово…”
А
я провозглашаю снова:
"Всё
начинается с любви!”
Всё
начинается с любви:
И
озаренье, и работа,
Глаза
цветов, глаза ребёнка –
Всё
начинается с любви.
Да, именно с любви начинается настоящий
учитель. С любви к своим ученикам, любви к школе, любви к своему предмету,
любви к научному поиску, любви к своей стране и людям, которые в ней живут,
любви к жизни.
Слово, которое учитель произносит, входя
в класс, несет в себе эту любовь и умножает ее.
Мечтала ли я быть учителем? Думала ли
когда-нибудь о том, что судьба приведет меня в школу, что школа станет моей
судьбой? Нет. Тем радостнее осознавать, что жизнь подарила мне это счастье –
каждый день входить в класс и начинать урок. Так что же такое – быть Учителем?
В чем секрет педагога? За какими печатями скрывается тот ключ, который откроет
разум, душу и сердце каждого ребенка?
Для меня таким ключом является любовь, непростая, многогранная.
Каждый ребенок
подобен алмазу. Педагог может сделать из алмаза бриллиант. Хороший учитель
подобен ювелиру, который наносит новые грани
и шлифует те, которые были
присущи ребенку изначально.
Среди граней, превращающих алмаз в
драгоценный камень, есть главные, самые значительные. Для себя я выделила
наиболее важные стороны формирования и развития личности ребенка.
Грань первая. Ученик и его «я»
Любые проблемы в обществе, будь то
строительство транспортных магистралей или развитие социальной сферы, в
конечном итоге, решает конкретный человек. Он должен быть профессионалом
высокого уровня, умеющим оценить важность стоящих перед ним задач, значимость
его работы для социума а это невозможно без самовоспитания, саморазвития, самоуважения
и самореализации личности. Профессионализму и гражданственности нужно учиться.
И кто, как не учитель, поможет растущему и взрослеющему ребенку правильно
расставить нравственные, гражданские и профессиональные ориентиры? Но для этого
педагог сам должен быть личностью, причем, личностью счастливой. Ко мне часто
приходят за советом и мои сегодняшние ученики, и те, кто уже много лет назад
окончил школу.
В запасе есть у
них нелегкие задачи,
Где уравненья слов должны сложиться в жизнь…
И я решаю их, надеясь на удачу,
И снова говорю: «Давай, не ошибись…»
Грань вторая. Ученик и его семья
Родительский дом – начало начал. Первое
ощущение любви дети получают в семье. Чем гармоничнее отношения в доме, тем
больше возможностей открывается для всестороннего развития личности ребенка. К
сожалению, не всегда ребенок получает достаточно тепла в семье, и тогда задача
учителя – помочь родителям научиться любви к их собственным детям. Задача
трудная, но какую испытываешь радость, когда осознаешь, что твои труды не пропали
напрасно. В моей практике был случай, когда мне пришлось вызвать «скорую
помощь» ученице, везти ее в больницу на срочное обследование, видеть
встревоженные глаза врачей. Как оказалось позже, причиной «приступа» было
желание увидеть маму, чьей любви так не хватало девочке. Только после
доверительной беседы с этой мамой я снова увидела сияющие глаза и радостную
улыбку её дочери. В их дом вернулась любовь и взаимопонимание.
В глазах
счастливых солнечного детства
Засветится мечтою синева:
Учителя нашли простое средство,
Ученикам даря любви слова…
Грань третья. Ученик и наша школа
В школе ученик обретает первых друзей,
первую любовь, первый жизненный опыт. Но все-таки школа была и остается местом,
где дети приобретают навык учиться. Дать знания может почти каждый, но привить
ребенку любовь к процессу познания дано только настоящему педагогу. А это
возможно, если педагог сам беззаветно любит свой предмет, постоянно находится в
процессе саморазвития, самосовершенствования и самореализации. Непременным
качеством учителя должна быть мудрая и искренняя любовь к своим воспитанникам.
Но любовь не может быть слепой.
Я часто говорю своим ученикам: «Любит не
тот, кто вас всегда хвалит, а тот, кто покажет вам ошибки и поможет их
исправить»
Задача
учителя – научить ребенка порядку, ответственности. Тогда ученик найдет
нужный путь и сумеет его преодолеть с честью и достоинством. Каждый учитель
должен не только отлично знать и любить свой предмет, но уметь в доступной
форме донести их до каждого ребенка. Высокой ступенью профессионального роста
является педагогический поиск, педагогическое творчество, которому сопутствует
внесение в учебно-воспитательную деятельность тех или иных инноваций, приемов и
методов, технологий и подходов. На современном этапе на первый план выходит
личностно-ориентированное обучение в правильном сочетании с традиционными
формами обучения. Да, это нелегко – быть современным учителем. Но как
интересно!
Покажется, что
распростерлась Вечность,
Что взломан Мироздания пароль.
И вдруг твое стремленье в бесконечность
Тебя вернет к исходной точке: в ноль.
Как о порог, об этот ноль споткнешься.
Но как бы ни был прежний путь тернист,
Вновь выбирай (и ты не ошибешься!)
Путь в бесконечность – Мёбиуса лист!
Грань четвертая. Ученик и наш город
Любовь к Родине, к Отечеству начинается
с любви к тому месту, где ты родился, вырос, где твой дом, твои друзья, твоя
семья… В воспитании патриотических чувств, как правило, одна из ведущих ролей
принадлежит педагогу. Открыть детям красоту родного края, приобщить к
культурным традициям, показать связь
времен и поколений – не в этом ли воспитательная задача учителя?! Я стараюсь
вырастить своих учеников людьми социально активными, неравнодушными к судьбам
своего города, чувствующими ответственность за его будущее. Наш город, город
Реутов, – Наукоград Российской Федерации. Это значит, что в нем живут и
трудятся высококвалифицированные специалисты, крупные ученые и талантливые
инженеры. А будущее города – те ребята, которые сегодня сидят за школьными
партами, которые приходят на мои уроки физики и информатики. Именно им
продолжать славу Реутова, славу Отечества. И любовь к городу, беспокойство о
его будущем – дополнительный стимул к осознанному и мотивированному получению
знаний. На уроке физики и информатики мы с ребятами часто обращаемся к
вопросам, так или иначе связанным с научной деятельностью, которая ведется в
Реутове. Через непростые формулы, написанные на доске, проступают траектории и
спутников, отблески ракетных двигателей, блестящие панели солнечных батарей. И
сам собой снимается вопрос «А зачем нам нужны физика и информатика?»
А я иду аллеями в тиши,
Твое дыханье чувствуя как будто.
Тебе отдам я, милый мой Реутов,
Все силы и движения души!
Грань пятая. Ученик и наше Отечество
Я – гражданин России. Это - моя страна,
в которой я родилась, выросла, получила образование, прошла этапы становления
собственной личности. Это страна, в
которой я живу, которой горжусь, которую
люблю.
Я хочу, чтобы каждый мой ученик
испытывал такие же искренние и трепетные чувства к своей Родине – России.
Любовь к Отечеству приходит в процессе обучения, воспитания и развития
личности. Мы вместе проходим долгий путь
познания многовековой истории и многонациональной культуры страны, знакомимся с
достижениями российской науки и техники, чувствуя себя участниками современных
событий и ответственными за будущее своей Родины. Политехнический музей и Музей Космонавтики давно стали нам учебной
площадкой. Псков и Михайловское, Ясную Поляну, Царскосельский лицей и Петербург
Достоевского, Владимирские храмы и сказочный город Суздаль, самолеты в
подмосковном Монино и танки в Кубинке – чего мы только не увидели в своих
поездках по Подмосковью и стране!
Обернешься – мир
и полдень.
Зелень ласковой земли.
И надеждой душу полнит
Церковь белая вдали.
Грань шестая. Ученик и наша планета
Мы живем на одной
общей планете - планете Земля.
Криста Маколифф, учительница, астронавт мечтала рассказать детям Земли
как прекрасна и как мала наша планета. Но разве обязательно нужно побывать в
космосе, чтобы понять, как хрупко существование нашего общего дома, как
необходим ему мир и любовь? Учитель может и должен показать детям красоту
разных мест, научить бережному отношению к природным богатствам.
Дети учатся принимать людей разных
национальных культур, религиозных убеждений, искоренять в себе ростки национализма. Я стараюсь, чтобы
они не стали равнодушными к
происходящему на планете, будь то цунами, унесшее тысячи жизней, разрушение
озонового слоя в атмосфере Земли, трагедия Чернобыля или исчезновение амурских
тигров.
Открывать мир, узнавать новые уголки
планеты, находить новых друзей нам помогают не только беседы, классные часы или
виртуальные путешествия, но и наши совместные поездки в другие страны. Узнать историю, культуру, язык,
самому окунуться в атмосферу чужих городов – что может быть интереснее для
школьника? А когда рядом – одноклассники и учитель, радость открытия
многократно умножается.
Грань седьмая. Ученик и учитель
Каждому ученику необходим свой учитель. Тот,
который сумеет разглядеть в ребенке то, что не видно другим. Тот, который
найдет то самое, единственное слово в самый нужный момент. Учитель не может
быть в плену своих педагогических амбиций, его главная амбиция – доверие
каждого ученика. Уметь радоваться маленьким успехам ребенка, сопереживать ему,
поддержать в минуту сомнений, помочь ему найти свой собственный путь в мир –
необходимое качество педагога. Но не менее важно уметь анализировать свои
действия, уметь признавать и исправлять свои ошибки. Только тогда учитель
становится Учителем. А учитель – всегда немного поэт.
Но я найду ответ в любимых детских лицах
И в свете ясных глаз, чьи взгляды так легки.
Вы для меня всегда – открытая страница,
Мои учителя – мои ученики…
Все начинается с любви!